ВВЕДЕНИЕ

Одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, явля­ется вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуж­дается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно нахо­дить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономи­ческих условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.

Проблема профессионально-педагогической мотивации в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.

Студенческий возраст представляет особый период жизни человека. В исследованиях Ананьева Б.Г., Кузьминой Н.В., Кулюткина Ю.Н., Реана А.А., Степановой Е.И., а также в работах Сластенина В.А., В.А. Якунина В.А. и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Одними из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено огромное количество публикаций, среди них работы Асеева В.Г., Васильева И.А., Вилюнаса В.К., Додонова Б.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л., Мерлина В.С, Петражицкого Л.И., Якобсона П.М.; а также зарубежных авторов: Хекхаузена Х., Аткинсона Д.В., Халла Д., Клейнбека У., Маслоу А.Г. и др.

Цель исследования: изучение особенностей мотивационной сферы студентов-лингвистов и анализ мотивов выбора будущей профессии студентами лингвистического факультета.

Объект исследования:  мотивационная сфера студентов.

Предмет исследования: особенности мотивационной сферы студентов лингвистического факультета.

Гипотеза исследования – в ходе профессионального становления, во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысление основных терминальных ценностей; в зависимости от профиля обучения ценностные ориентации студентов различны

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации выбора будущей профессии студентами.
  2. Выявить и изучить преобладающие ценности в направленности личности студентов, мотивы выбора будущей профессии.
  3. Выполнить анализ результатов исследования.
  4. На основе статистического анализа данных проследить динамику мотивационно-ценностного отношения студентов.

Для решения поставленных задач мы использовали такие методы исследования, как опросник терминальных ценностей Сенина И.Г. и анкетирование студентов.

 

 

 

 

ГЛАВА  I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ   АНАЛИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  ПО

 ПРОБЛЕМЕ  МОТИВАЦИИ  ВЫБОРА  БУДУЩЕЙ  ПРОФЕССИИ

СТУДЕНТАМИ

 

I.1.    Общая характеристика понятий «мотив», «мотивация» в психологии

 

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации во многом объясняет многообразие подходов к изучению сущности, структуры, природы этого понятия. Само определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему. Одни под мотивом понимают психическое явление, становящееся побуждением к действию, другие — осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков лично­сти. Считают также, что мотив — это то, что, отражаясь в голове человека, побуждает к деятельности, направляет ее на удовлетворение определенной по­требности. При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности.  [15, с.267]

Наиболее спорным в психологии мотивации человеческой деятельности является вопрос о соотношении мотива и потребности. Так, существует утверждение о том, что потребности не являются мотивами. Такой точки зрения придерживается, например, Манукян С.П.. Она считает, что потребность порождается и актуализируется объектами внешнего мира, и поэтому конечные побудительные силы поведения человека необходимо искать в предметах и явлениях объективной действительности.  [13, с.36]

Хьелл Л. и Зиглер Д. утверждают, что постоянно возникающие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями ее деятельности или мотивами. [22, с.198]

Потребности представляют собой желания, стремления к определенному результату. Люди испытывают потребность в таких конкретных вещах, как одежда, дом,  личная машина и т.д. Но они также нуждаются и в таких «неосязаемых» вещах, как чувство уважения, возможность профессионального личного роста и т.д.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.  [14, с.156]

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится;  это то, что движет человеком, ради чего он тратит свою жизненную энергию.

По мнению Столяренко Л.Д., мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

  1. с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовлетворением, начинается мотив;
  2. осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;
  3. реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках. [20, с.210]

Итак,  мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности.

В общем виде мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость. В качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нее в знак протеста. Мотивировать человека – это значит затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек как минимум должен:

  • быть знаком с успехом (успех – это реализация цели);
  • иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде;

ощущать свою значимость.  [12, с.513]

Можно сказать, что в основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека. Однако соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и не однозначное. Не всегда деятельность может полностью удовлетворить мотив. В этом случае человек, завершив одну деятельность, начинает другую. Если деятельность занимает много времени, то в ее процессе мотив может изменяться. Так, когда мы видим хорошие карандаши, краски, у нас возникает желание порисовать ими. Однако через некоторое время это занятие может нам наскучить. Иногда, напротив, при сохранности мотива может изменяться выполняемая деятельность. Например, увлекшись рисованием акварельными красками, человек затем начинает работать маслом. Между развитием мотива и освоением деятельности нередко возникают различные рассогласования.

Порою развитие мотивов опережает формирование деятельности, а порою отстает от него. И то, и другое сказывается на результате деятельности.

Все сказанное позволяет заключить, что мотив – это не просто одна из составляющих деятельности. Он выступает в качестве компонента сложной системы – мотивационной сферы личности.  Реан А.А., Бордовская Н.В., Розусм С.И. под мотивационной сферой личности понимают совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность лич­ности.  [15, с.271]

Классификации мотивов могут быть различными в зависимости от целей исследователя, угла рассмотрения вопроса и т.п.

Существует деление мотивов, которое в своей основе базируется на выделении и классификации различных видов потребностей человека (биологических и социальных). Основой для деления мотивов является и принадлежность стимулов, вызывающих потребности, к внешним или внутренним. Деление мотивов на личностные и общественные, эгоистические и общественно значимые связано с установками личности, её нравственностью, направленностью. Другой подход к выделению и классификации мотивов – по видам активности, проявляемой человеком. Ещё один распространенный подход классификации мотивов – с учётом их временной характеристики: ситуативные и постоянно проявляющиеся, а также кратковременные и устойчивые мотивы. Выделяют мотивы и на основании и структуры: первичные (абстрактные) и вторичные (с наличием конкретной цели).  [17, с.61]

Итак, в мотивационной сфере личности можно выделить следующие мотивы:

  • ситуационные, обусловленные конкретной обстановкой, в которой находится личность;
  • связанные с деятельностью личности;
  • связанные, с жизнью личности в коллективе, членом которого она является;
  • относящиеся к обществу в целом.

Указанные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В действительности же существует столько различных мотивов, сколько имеется отношений «человек-среда». Мотивы изменчивы и формируются в процессе индивидуального развития человека.  [21, с.112]

Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный—слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе, то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (социальный пре­стиж, зарплата и т.д.), то говорят о внешних мотивах.

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудач, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др.

Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне или психологически он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне – в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми.

Другим весьма значимым мотивом деятельности личности является мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми.

Особое место занимают так называемые просоциальные мотивы и соответственно просоциальное поведение. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

Агрессия рассматривается как явление по своей сути противоположное альтруизму. В ходе изучения агрессивного поведения было  высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название «мотив агрессивности». Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальной или физический. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку.  [12, с.528-532]

Итак, внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, дости­жения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Внешние по­ложительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Высокая позитивная мо­тивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно вы­соких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требу­емых знаний, умений и навыков.  [15, с.284]

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле. В узком смысле слова, по мнению Якобсона П.М., это мотивация конкретных форм поведения человека. В широком смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом.  [23, с.12]

С этой точной зрения солидарен также Рубинштейн С.Л., который под мотивацией понимает систему разнообразных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. С общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка, обусловленная общественными нормами, самооценкой и оценкой со стороны окружающих.  [16, с.205]

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека

Итак, мотивация — состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Мотив выступает как повод, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию.  [2, с.221]

Речь идет о мотивации как о процессе, происходящем в самом человеке, направляющем его поведение в конкретное русло, побуждает его вести себя в конкретной ситуации определенным образом. Раскрывая сущность процесса мотивации, мы способны понять и свои действия, и поведение людей, с которыми общаемся, в самых различных ситуациях. Распознавание механизма мотивации необходимо для решения многих практических вопросов.

Наиболее элементарная модель процесса мотивации имеет всего три элемента: потребности, целенаправленное поведение, удовлетворение потребностей.  [19, с.112]

Стремясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают свою линию целенаправленного поведения. Понятие «удовлетворение потребностей» отражает позитивное чувство облегчения и комфортного состояния, которое ощущает человек, когда его желание реализуется.

Таким образом, мотив – это внут­реннее побуждение личности к тому или иному виду активно­сти (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлет­ворением определенной потребности. Мотивация – совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность лич­ности.

 

I.2.  Общая характеристика студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории людей

 

Заслуга постановки проблемы студенчества, выступающего в качестве особой социально-психологической и возрастной категории, принадлежит психологической школе Ананьева Б.Г. В исследованиях Ананьева Б.Г., Кузьминой Н.В., Кулюкина Ю.Г., Реана А.А., Степановой Е.И., а также в работах других исследователей (Просецкий П.А., Сластенин В.А.) накоплен большой эмпирический материал наблюдений, результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Данные многочисленных исследований позволяют охарактеризовать студента как субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций.  [1, с.346]

Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования.  [8, с.294]

Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI—XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе. При этом показано, что большинство студентов положительно относится к учебе.

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество – социальная общность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач.  [4, с.151-154]

В социально-психологической характеристике студенчества важно также учесть, что этот этап развития его жизни соотносится с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности и педагогического общения в вузе.

Полученные исследователями школы Ананьева Б.Г. данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций.  [5, с.16]

Являясь репрезентантом студенчества, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая, прежде всего, определяется мотивами. Два типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность – мотивация достижения и познавательная мотивация. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступа­ют уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональ­ной.  [5, с.24]

Отношение к студенту как социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означает для преподавателя необ­ходимость усиления диалогичности обучения, специ­альной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе.

 

I.3.    Профессиональное самоопределение и готовность к

профессиональной деятельности студентов

 

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения

Процесс профессионального самоопределения включает раз­витие самосознания, формирование системы ценностных ориен­тации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопреде­ление человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и дея­тельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его про­фессиональное самоопределение и профессиональный выбор.  [9, с.12]

Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ Я-профессионала, зависят от степени согласованности идеального и реального образа «Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я» реального и «Я» идеального определяет требование человеку к себе. Потребности в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной зна­чимости и компетентности) должна реализоваться в самоутвержде­нии и самовыражении человека  в его стремлении проявить себя.

Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его «внутреннее-Я», его мотивацию.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональ­ной деятельности.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Со­ответствие эмоционально-оценочных компонентов существен­ным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессио­нального выбора необходимо также, чтобы требования со сто­роны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается от­рицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от про­блем, их игнорирование и т.д.

По мнению Кона И.С., профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.  [10, с.69]

Развитие профессиональной направленности студентов в ВУЗе определяется предшествующими и более ранними формами выражения положительного отношения к профессии и стоящие за этим отношением мотивы. Было обнаружено, что ведущими мотивами поступления в ВУЗ является увлечение учебным предметом и интересом к профессии. А поскольку общей конечной целью обучения в ВУЗе является профессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечных целей обучения. Наиболее обобщенной формой отношения человека к профессии является профессиональная направленность (становление), которая характеризуется как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Выделяют такие свойства профессиональной направленности, как объективность, специфичность, сопротивляемость, валентность, удовлетворенность, обобщенность, устойчивость.  [11, с.24]

По профессиональной направленности некоторые ученые выделяют следующие типы студентов:

  • I тип – студенты с положительной профессиональной направленностью, которая представляет ситуацию соответствия личности выбранной профессии, что предполагает связь между доминирующих, ведущих мотивов с содержанием профессиональной деятельности;
  • II тип – студенты, окончательно не определившиеся в своем выборе профессии. Для них приемлем компромисс между неопределением, иногда негативным отношением к профессии и продолжением обучения в ВУЗе, перспективой в дальнейшем работать по этой профессией;
  • III тип – студенты с негативным отношением к профессии. Мотивация их выбора обусловлена общественными ценностями высшего образования. Они имеют слабое представление о профессии. Здесь ведущий мотив выражает потребность не столько в самой деятельности, сколько в различных связанных с ней обстоятельствах.

Таким образом, исходя из этой классификации, можно сделать вывод о том, что студенты различаются своей мотивированностью к деятельности.

Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация.  [15, с.309]

Кроме того, мотивация у студентов на протяжении его обучения в ВУЗе претерпевает некоторые изменения, т.е. мотивация имеет свою динамику от курса к курсу.

С помощью экспериментов на материале различных российских вузов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1-го курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5-го курса. Несмотря на то, что незадолго до окончания вуза удовлетворен­ность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии оста­ется положительным. Это отчасти объясняется тем, что студенты-первокурсники опираются, как прави­ло, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столк­новении с реалиями подвергаются болезненным изменениям.  [15, с.349]

Известно, что подавляющее большинство выпускников ВУЗов, сталкиваясь с проблемой дальнейшего трудоустройства, испытывают значительные трудности, которые провоцируют развитие личностных кризисов различной тяжести. В этой связи особый интерес представляют не только исследования мотивов, но и степени готовности выпускников к профессиональной деятельности. Так, например, в исследовании Багдасарьян Н.Г., Немцова А.А. и Кансузян Л.В. было выделено три уровня готовности студентов к профессиональной деятельности: низкий, средний и высокий. Опираясь на результаты этого исследования, можно проанализировать уровень профессиональных и материальных притязаний, степень реалистичности послевузовских ожиданий, а также уровень социальной и профессиональной мобильности современных студентов.  [3, с.12]

Готовность к профессиональной деятельности предполагает и более высокий уровень теоретических знаний к профессиональной деятельности, и более осознанное отношение к выбранной профессии, и увеличение различных способов овладения умениями и навыками, их практическую направленность в профессиональной деятельности.

Для эффективности профессиональной деятельности важное значение имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным её элементам – в частности.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности является системным образованием, которое формируется под влиянием множества факторов и может рассматриваться по крайней мере на трех уровнях: как процесс, как состояние и как результат. В качестве основного фактора формирования психологической готовности выступает рефлексия как комплексное образование, проявляющее себя на всех уровнях сознания. [6, с.109]

Рефлексия понимается как процесс самопознания. Результатом самопознания выступает складывание профессионального самосознания. В качестве стартового уровня принимается профессиональное самосознание студента-первокурсника (или абитуриента). Переход на качественно новый уровень оценки и понимания себя совершается под влиянием осознания себя как личности и профессионала. Скорость и качество данного перехода зависят от тех профессиональных и личностных установок, которые актуализированы у субъекта на момент обучения (предположительно, это различные установки у студентов разных лет обучения).  [7, с.91]

Фактором, определяющим уровень (степень) психологической готовности, является баланс осознанных и неосознанных компонентов в структуре мышления, эмоций и поведения, начиная с этапа формирования мотивации и заканчивая реализацией на уровне действия (поступка).

 

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы можем сделать следующие выводы:

Мотив – это внут­реннее побуждение личности к тому или иному виду активно­сти, связанной с удовлет­ворением определенной потребности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична и зависит от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. (В этих мотивах проявляется направленность личности.)

Профессиональное самоопределение – это выбор молодежью своего профессионального пути (профессии, вуза, места работы и др.) и построение профессиональной карьеры.

В профессиональном самоопределении студенчества можно выделить ряд стадий, когда проблема выбора актуализируется в том или ином ее аспекте. Для первокурсников  – это адаптация к новым условиям обучения, определенные сомнения в правильности сделанного выбора. На выпускных курсах решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии, о конкретном месте работы. В отличие от первокурсников выпускники осмысливают свой выбор уже не с точки зрения соответствия специальности своим личным интересам и склонностям, а с точки зрения востребованности на рынке труда. Третий курс является переходным: адаптационный период завершен, актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей являет­ся важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в буду­щем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (со­циальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связан­ные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной дея­тельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуслов­ливающими успешность профессионального обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. II. АНАЛИЗ МОТИВОВ  ВЫБОРА  БУДУЩЕЙ  ПРОФЕССИИ

СТУДЕНТАМИ  ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО  ФАКУЛЬТЕТА

 

II.1.   Методика организации исследования

 

Базой нашего исследования явился Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина. В исследовании приняли участие 25 студентов 1 курса, 25 студентов 5 курса факультета иностранных языков и по 25 студентов 1 и 5 курсов юридического факультета.

Исходя из теоретического анализа психологической литературы по данной проблеме, мы выдвинули следующую гипотезу:

  1. в ходе профессионального становления, во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысление основных терминальных ценностей;
  2. в зависимости от профиля обучения ценностные ориентации студентов различны.

Задачи исследования:

  1. Выявить и изучить преобладающие ценности в направленности личности студентов, мотивы выбора будущей профессии
  2. Выполнить анализ результатов исследования.
  3. На основе статистического анализа данных проследить динамику мотивационно-ценностного отношения студентов.

Для решения поставленных задач мы использовали такие методы исследования, как опросник терминальных ценностей Сенина И.Г. и анкетирование студентов.

 

Опросник терминальных ценностей Сенина И.Г.   [18]

В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и жизненных сфер деятельности студентов нами был взят Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Опросник позволяет выявить иерархию ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности. Методика ОТеЦ позволяет диагностировать следующие ценностные ориентации личности:

  1. собственный престиж, т.е. завоевывание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям;
  2. высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования;
  3. креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность;
  4. активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли;
  5. развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик;
  6. достижения, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач, как главный жизненный фактор;
  7. духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными;
  8. сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общественными, защита своей неповторимости.

Опросник также позволяет определить степень значимости для индивида той или иной жизненной сферы, в рамках которой он пытается себя реализовать. Это:

  • сфера профессиональной жизни;
  • сфера обучения и образования;
  • сфера семейной жизни;
  • сфера общественной жизни;
  • сфера увлечений.

Всем студентам, включенным в нашу выборку, было предложено ответить на вопросы методики ОТеЦ – 80 вопросов (см.приложение). Нас интересовали только высокие оценки по всем изучаемым шкалам (7-10), т.к. они дают нам представление о доминировании той или иной ценности. Поэтому нам показалось нецелесообразным использовать средние арифметические значения для сравнения отдельных групп студентов между собой. Мы считаем более целесообразным использовать процентное отношение высоких оценок по каждой шкале к общему числу студентов этой группы.

Обработка данных производится с помощью таблицы ключа, в которой в каждой клеточке указаны номера ответов, сумма которых даст шкальную оценку. По этой оценке определяется значимость терминальных ценностей и жизненных сфер.

Ключ

  Профессио­наль­ная жизнь Обучение и образование Семей­ная жизнь Общест­венная жизнь Увле­чения
Собствен­ный престиж 21, 57 5, 73 6, 49 27, 65 7, 74
Высокое ма­териальное положение 36, 66 20, 59 11, 58 8, 45 30, 63
Креатив­ность 31, 79 2, 55 9, 53 37, 48 25, 72
Активные социальные контакты 15, 47 28, 64 34, 42 22, 60 16, 54
Развитие себя 41, 70 23, 44 38, 69 17, 56 35, 80
Достижения 1, 52 10, 50 24, 46 32, 68 13, 76
Духовное удовлетворение 4, 43 33, 78 18, 62 3, 40 39, 71
Сохранение собств.индиви-ду­альности 26, 51 14, 75 29, 67 12, 51 19, 77

Анкетирование

Для выявления мотивов выбора будущей профессии нами было проведение анкетирование. Студентам было предложено ответить на вопрос: «Что для вас наиболее значимо в будущей работе, профессии?», выбрав три наиболее важных, на их взгляд мотива. Проранжировать предлагалось следующие варианты ответов:

  1. Творческий, интересный характер работы
  2. Ее соответствие моим способностям, умениям
  3. Возможность достичь признания, уважения
  4. Возможность получать высокие доходы
  5. Возможность занять высокий пост, иметь власть
  6. Возможность принести пользу людям
  7. Высокий престиж профессии
  8. Возможность полнее реализовать свой потенциал
  9. Возможность профессиональной карьеры
  10. Самостоятельность, независимость
  11. Связь с современной техникой, технологией
  12. Хороший, дружный коллектив

 

II.2.  Анализ мотивов выбора будущей профессии студентами

лингвистического факультета

 

Результаты, полученные нами по методике Сенина И.Г., представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Количество студентов, имеющих высокие оценки по методике ОТеЦ

  Наименование Ф-т иностранных языков Юридический ф-т
1 курс 5 курс 1 курс 5 курс
Ценностные ориентации 1.  Собственный престиж

 

 

2.  Высокое материальное

положение

 

3.  Креативность

 

 

4.  Активные социальные

контакты

 

5.  Развитие себя

 

 

6.  Достижения

 

 

7.  Духовное удовлетворение

 

 

8.  Сохранение собственной

индивидуальности

 

10 чел.

(40%)

 

21 чел.

(84%)

 

13 чел.

(52%)

 

13 чел.

(52%)

 

18 чел.

(72%)

 

24 чел.

(96%)

 

13 чел.

(52%)

 

20 чел.

(80%)

9 чел.

(36%)

 

22 чел.

(88%)

 

8 чел.

(32%)

 

8 чел.

(32%)

 

12 чел.

(48%)

 

18 чел.

(72%)

 

5 чел.

(20%)

 

20 чел.

(80%)

9 чел.

(36%)

 

16 чел.

(60%)

 

6 чел.

(24%)

 

11 чел.

(44%)

 

14 чел.

(56%)

 

18 чел.

(72%)

 

3 чел.

(12%)

 

15 чел.

(60%)

 

11 чел.

(44%)

 

20 чел.

(80%)

 

8 чел.

(32%)

 

8 чел.

(32%)

 

16 чел.

(64%)

 

16 чел.

(64%)

 

9 чел.

(36%)

 

19 чел.

(76%)

 

Жизненные сферы 1.  Сфера профессиональной

жизни

2.  Сфера обучения и

образования

3.  Сфера семейной жизни

 

4.  Сфера общественной жизни

 

5.  Сфера увлечений

17 чел.

(68%)

 

18 чел.

(72%)

 

17 чел.

(68%)

 

19 чел.

(76%)

 

19 чел.

(76%)

 

16 чел.

(64%)

 

13 чел.

(52%)

 

13 чел.

(52%)

 

5 чел.

(20%)

 

16 чел.

(64%)

 

7 чел.

(28%)

 

16 чел.

(64%)

 

11 чел.

(44%)

 

16 чел.

(60%)

 

17 чел.

(68%)

11 чел.

(44%)

 

15 чел.

(60%)

 

13 чел.

(52%)

 

9 чел.

(36%)

 

16 чел.

(64%)

 

 

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволил нам сделать следующие выводы:

  1. Для обоих факультетов характерно большое число студентов, получивших высокий балл по показателю «высокое материальное положение» (от 84% до 60%).
  2. Для студентов обоих факультетов характерна высокая потребность в достижениях (от 96% до 72%), т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности.
  3. Большое количество студентов (от 80% до 60%) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.
  4. Очень немногие студенты ставят удовлетворение своих духовных потребностей выше материальных (от 12% до 52%).
  5. Наиболее значимыми сферами жизнедеятельности для всех студентов являются сфера обучения и сфера увлечений, причем сфера увлечений превалирует над сферой обучения.
  6. Профессиональная же сфера для большинства студентов еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений.

Таким образом, особенных различий в ценностных ориентациях студентов юридического факультета и факультета иностранных языков мы не выявили.

 

Для анализа динамики ценностных ориентаций студентов мы проранжировали все ценности и жизненные сферы по их значимости для студентов каждого курса. Ранговые места (от 1 до 8 для ценностных ориентаций и от 1 до 5 для жизненных сфер, где 1 – наиболее значимая ценность и т.д.) представлены в таблице 2.

 

 

 

Таблица 2

  Наименование Ф-т иностранных языков Юридический ф-т
1 курс 5 курс 1 курс 5 курс
Ценностные ориентации 1.  Собственный престиж

 

2.  Высокое материальное

положение

 

3.  Креативность

 

4.  Активные социальные

контакты

 

5.  Развитие себя

 

6.  Достижения

 

7.  Духовное удовлетворение

 

8.  Сохранение собственной

индивидуальности

 

7

 

2

 

 

6

 

6

 

 

4

 

1

 

5

 

3

5

 

1

 

 

6

 

6

 

 

4

 

3

 

7

 

2

6

 

2

 

 

5

 

4

 

 

1

 

3

 

8

 

5

4

 

1

 

 

7

 

3

 

 

3

 

2

 

5

 

4

Жизненные сферы 1.  Сфера профессиональной

жизни

2.  Сфера обучения и

образования

3.  Сфера семейной жизни

 

4.  Сфера общественной жизни

5.  Сфера увлечений

5

 

 

3

 

 

5

 

1

 

2

4

 

 

2

 

 

2

 

3

 

1

 

4

 

 

2

 

 

4

 

3

 

1

1

 

 

2

 

 

3

 

5

 

1

 

Проанализировав результаты таблицы 2, мы можем сделать следующие выводы о динамике ценностных ориентаций студентов от первого курса к пятому:

  1. Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению и к пятому курсу переходит со 2 – 3 места на

1-е. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью.

  1. Одна из наиболее значимых ценностей всех первокурсников – потребность в достижениях. Однако эта потребность имеет тенденцию к снижению на 3 место у студентов-лингвистов, тогда как студенты юридического факультета 5 курса ставят ее на второе место (после «высокого материального положения»).
  2. Интересна динамика такой ценностной ориентации, как духовное удовлетворение: если на первом курсе для студентов-лингвистов духовное удовлетворение от будущей профессии занимало 5 место в структуре ценностных ориентаций, то к 5 курсу – предпоследнее (7 место). Иначе – у студентов юрфака: у них отмечается подъем с 8-го на 5-е место.
  3. Собственный престиж и креативность имеют небольшое значение для большинства студентов.
  4. Стремление к активным социальным контактам у студентов юридического факультета выходит к 5 курсу на 3 место, тогда как студенты-лингвисты ставят его и на 1, и на 5 курсах всего лишь на 6 место.
  5. Значимость сферы профессиональной жизни для всех студентов от 1 курса к 5-му повышается, и если у студентов-лингвистов это повышение незначительно (с 5 на 4 место), то у студентов юридического факультета эта сфера выходит на первое место. На наш взгляд, это объясняется осознанием студентами к 5 курсу престижности или непрестижности их будущей профессии.
  6. Интерес к семейной жизни, не являясь преобладающим, имеет тенденцию к росту с 1 курса к старшим, что, на наш взгляд, совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собственной семьи.
  7. Что касается сферы увлечений, то она по-прежнему занимает одно из важнейших мест в жизни студентов (1 – 2 место).

В результате проведенного анкетирования мы получили следующие результаты (таблица 3):

Таблица 3

Мотивы выбора будущей профессии

Мотивы Ф-т иностранных языков Юридический ф-т
1 курс 5 курс 1 курс 5 курс
1.  Творческий, интересный характер

работы

 

2.   Ее соответствие моим способностям,

умениям

 

3.   Возможность достичь признания,

уважения

 

4.   Возможность получать высокие доходы

 

 

5.   Возможность занять высокий пост,

иметь власть

 

6.   Возможность принести пользу людям

 

 

7.   Высокий престиж профессии

 

 

8.   Возможность полнее реализовать свой

потенциал

 

9.   Возможность профессиональной

карьеры

 

10. Самостоятельность, независимость

 

 

11. Связь с современной техникой,

технологией

 

12. Хороший, дружный коллектив

 

 

4 чел.

(16%)

 

2 чел.

(8%)

 

2 чел.

(8%)

 

3 чел.

(12%)

 

1 чел.

(4%)

 

3 чел. (12%)

 

1 чел.

(4%)

 

2 чел.

(8%)

 

2 чел.

(8%)

 

2 чел.

(8%)

 

 

 

3 чел.

(12%)

5 чел.

(20%)

 

4 чел.

(16%)

 

3 чел.

(12%)

 

1 чел.

(4%)

 

 

 

6 чел.

(24%)

 

1 чел.

(4%)

 

2 чел.

(8%)

 

 

 

1 чел.

(4%)

 

 

 

2 чел.

(8%)

 

 

3 чел.

(12%)

 

2 чел.

(8%)

 

2 чел.

(8%)

 

4 чел.

(16%)

 

1 чел.

(4%)

 

1 чел.

(4%)

 

4 чел.

(16%)

 

2 чел.

(8%)

 

2 чел.

(8%)

 

2 чел.

(8%)

 

 

 

2 чел.

(8%)

 

4 чел.

(16%)

 

 

 

3 чел.

(12%)

 

5 чел.

(20%)

 

2 чел.

(8%)

 

1 чел.

(4%)

 

4 чел.

(16%)

 

1 чел.

(4%)

 

3 чел.

(12%)

 

1 чел.

(4%)

 

 

 

1 чел.

(4%)

 

 

 

Проанализировав результаты анкетирования студентов, мы можем констатировать следующее:

  1. В зависимости от профиля обучения: для студентов-лингвистов главным мотивом в выборе будущей профессии является само содержание, характер работы, ее соответствие способностям; для студентов юридического факультета – социальный статус и содержание профессии.
  2. Описывая мотивы выбора профессии, студенты юридического факультета чаще рассматривают выбранную профессию как возможность социального продвижения, лифт восходящей мобильности; студенты-лингвисты обычно чаще отмечают социальную значимость, полезность своей профессии
  3. Кроме того, проявляется общая для современной молодежи недооценка связи будущей профессии с современной техникой, технологией. Скорее всего, здесь сказывается отражение в молодежном сознании реальной ситуации современной действительности: современные технологии и техника внедряются очень медленно и повсеместно соседствует с устаревшими.
  4. В процессе дальнейшего обучения от первого курса к последнему эти тенденции в основном усиливаются, за исключением некоторых: например, к пятому курсу студенты-лингвисты теряют надежду на получение в будущем высоких доходов в профессии, возможность занять высокий пост и сделать профессиональную карьеру.

Таким образом, на основании изложенного, мы можем сделать следующие выводы:

Для студентов-лингвистов главным мотивом в выборе будущей профессии является само содержание, характер работы, они отмечают социальную значимость, полезность своей профессии, но не рассчитывают на адекватное вознаграждение своего труда, низко оценивают статусную функцию своей профессии. И, хотя стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению, к 5 курсу студенты-лингвисты постепенно теряют надежду на получение в будущем высоких доходов, возможность занять высокий пост и сделать профессиональную карьеру. Можно лишь предполагать, что причиной этому служит случайный выбор профессии.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В первой части курсовой работы подчеркивалось, что правильное выявление профессиональных интересов и склонностей являет­ся важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в буду­щем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (со­циальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связан­ные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной дея­тельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуслов­ливающими успешность профессионального обучения.

Как показал анализ мотивов выбора будущей профессии во второй части курсовой работы, для студентов-лингвистов (как и для студентов других факультетов) стремление к высокому материальному положению является одним из главных в структуре ценностных ориентаций. Очень немногие студенты ставят удовлетворение своих духовных потребностей выше материальных. Это вполне объяснимо: материальное благосостояние оказывается для студентов основанием для развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов.

Однако к 5 курсу студенты-лингвисты постепенно теряют надежду на получение в будущем высоких доходов, возможность занять высокий пост и сделать профессиональную карьеру. Возможно, причина этого – в случайном выборе профессии. Главным мотивом в выборе будущей профессии студентами-лингвистами становится само содержание, характер работы, они отмечают социальную значимость, полезность своей профессии, но не рассчитывают на адекватное вознаграждение своего труда, низко оценивают статусную функцию своей профессии.

Кроме того, как показал анализ наиболее значимых сфер жизнедеятельности для студентов, студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Интерес к семейной жизни, не являясь преобладающим, имеет тенденцию к росту с первого курса к пятому, что, на наш взгляд, совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собственной семьи.

Итак, особенных различий в ценностных ориентациях и мотивах выбора будущей профессии студентами-лингвистами и студентами юридического факультета мы не выявили, все различия касаются динамики от 1 курса к 5-му.

Таким образом, наша гипотеза – в ходе профессионального становления, во время обучения в ВУЗе, происходит изменение мотивационной сферы студентов и переосмысление основных терминальных ценностей; в зависимости от профиля обучения ценностные ориентации студентов различны – подтвердилась частично. Цель нашего исследования – изучение особенностей мотивационной сферы студентов-лингвистов и анализ мотивов выбора будущей профессии студентами лингвистического факультета – достигнута, задачи реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976
  3. Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи// Социологические исследования. – 2003. – № 6
  4. Баранов С.П., Болотина А.Р., Сластёнин В.А. Педагогика. – М., 1987
  5. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. – М., 1986
  6. Войтюк Д.К. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как рефлексивный акт// Вопросы психологии. – 2002. – № 5
  7. Войтюк Д.К. Установки личности и некоторые модели межличностных отношений// Межрегиональный сборник научных трудов. – Новосибирск, 2002
  8. Зимняя И.А Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов на Дону, 1997
  9. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии// Вопросы психологии. – 1985. – № 4
  10. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
  11. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности у успешности обучения студентов в вузе// Психологический журнал. – 1996, № 4
  12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2005
  13. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения// Вопросы психологии. – 1984. – № 4
  14. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн.1. – М., 2000
  15. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб, 2002
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989
  17. Салем Г.С. Структура профессиональной мотивации у студентов педагогических вузов// Автореферат диссертации. – СПб, 2001
  18. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. – Ярославль, 1991
  19. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1981
  20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1996
  21. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986
  22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997
  23. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опросник терминальных ценностей Сенина И.Г.

Оцените следующие утверждения по 5 бальной шкале:

  • если для Вас то, что написано в утверждении, не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка ответов поставьте цифру «1»;
  • если для Вас это имеет небольшое значение – поставьте «2»;
  • если для Вас это имеет определенное значение – «3»;
  • если для Вас это важно – поставьте цифру «4»;
  • если для Вас это очень важно – поставьте цифру «5».
  1. В работе быстро достигать намеченных целей.
  2. Создавать что-то новое в изучаемой Вами области знаний.
  3. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни.
  4. Иметь интересную работу, полностью поглощающую Вас.
  5. Учиться, чтобы не отстать от людей Вашего круга в образовании.
  6. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом.
  7. Чтобы люди Вашего круга в свободное время увлекались тем же, чем Вы.
  8. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность.
  9. Чтобы облик вашего жилища постоянно изменялся.
  10. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, или получить ученую степень.
  11. Чтобы Ваша семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния.
  12. Избегать конформизма в своих общественно-политических взглядах.
  13. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей.
  14. Учиться, чтобы «не затеряться в толпе».
  15. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе.
  16. Состоять членом какого-либо клуба по интересам.
  17. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью.
  18. Вместе с семьей посещать театры, худ. выставки, концерты.
  19. Чтобы Ваше увлечение подчеркивало Вашу индивидуальность.
  20. Чтобы уровень образования помог бы Вам укрепить свое материальное положение.
  21. Как оценивают Вашу работу другие люди.
  22. Общаться с разными людьми активно участвуя в общественной деятельности.
  23. Учиться, чтобы «не зарывать свой талант в землю».
  24. Чтобы Ваши дети опережали в своем развитии сверстников.
  25. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее.
  26. Чтобы Ваша профессия подчеркивала Вашу индивидуальность.
  27. Чтобы не отстать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью.
  28. Чтобы уровень Вашей образованности позволял Вам чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми.
  29. Сохранять полную свободу и независимость от членов Вашей семьи.
  30. Чтобы Ваше увлечение помогло Вам укрепить свое материальное положение.
  31. Быть рационализатором, новатором.
  32. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью
  33. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знаний.
  34. Быть лидеров в Вашей семье.
  35. Знать свои способности в сфере Вашего хобби.
  36. Чтобы на работе можно было приобретать различные дефицитные товары.
  37. Применять свои собственные методы в общественной деятельности.
  38. чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки Вашей натуры.
  39. Полностью сосредоточиться на своем занятии, проводя свободное время за хобби.
  40. Быть полезным для общества.
  41. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию
  42. Чтобы лидером в Вашей семье был какой-либо другой ее член, кроме Вас.
  43. Получать удовольствие не от результатов Вашей работы, а от ее процесса.
  44. Знать, какого уровня образования можно достичь с Вашими способностями.
  45. Занимать такое место в обществе, которое бы укрепило Ваше материальное положение.
  46. Тщательно планировать свою семейную жизнь.
  47. Чтобы во время работы сослуживцы постоянно были рядом.
  48. Чтобы жизнь нашего общества постоянно изменялась.
  49. Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения.
  50. Чтобы уровень Вашего образования помог бы Вам занять желаемую должность.
  51. Иметь собственные политические убеждения.
  52. Перед началом работы четко ее распланировать.
  53. Постоянно интересоваться новыми методами обучения.
  54. Увлекаться чем-то в свободное время, общаться с людьми, увлекающимися тем же.
  55. Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину.
  56. Занимаясь общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения.
  57. Чтобы Ваша работа была не хуже, чем у других.
  58. Чтобы Ваша супруга (супруг) получала высокую зарплату.
  59. Чтобы Ваше образование давало возможность для получения дополнительных материальных благ (гонорары, приобретение на льготных условиях дефицитных товаров, путевок и т.п.).
  60. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми.
  61. Чтобы Ваша работа не противоречила Вашим жизненным принципам.
  62. В супружестве быть всегда абсолютно верным.
  63. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель и т.п.).
  64. Повышать уровень своего образования, чтобы быть в кругу умных и интересных людей.
  65. Чтобы Ваши общественно-политические взгляды совпадали с мнением Ваших авторитетов.
  66. Иметь высокооплачиваемую работу.
  67. В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению.
  68. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности.
  69. Приспособиться к характеру Вашей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов.
  70. Тратить время на изучение новых веяний в Вашей профессиональной сфере.
  71. Чтобы увлечение занимало большую часть Вашего свободного времени.
  72. Вносить различные усовершенствования в сферу Вашего хобби.
  73. чтобы уровень Вашего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого Вы цените.
  74. Завоевать уважение людей благодаря своему увлечению.
  75. Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность.
  76. Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия.
  77. Чтобы Ваши взгляды на жизнь проявлялись в Вашем увлечении.
  78. Учиться, получая при этом удовольствие.
  79. Чтобы приемы Вашей работы изменялись.
  80. Чтобы круг Ваших увлечений постоянно расширялся.

Просим Вас помнить о том, что здесь не  может быть правильных или неправильных ответов и что самым правильным, наверное, будет самый правдивый ответ, поэтому мы очень надеемся на Вашу искренность.