1. Активное обучение: специфика, методы активации учебно-познавательной деятельности студентов

 

Проблема активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых – одна из вечных проблем педагогической науки.

На титульном листе «Великой дидактики» Я. А. Коменского было заявлено: «Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие способа, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше учились…»[1]

К. Д. Ушинский писал: «Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета: не учить, а только помогать учиться».[2]

Итак, идея активизации познавательной деятельности имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В педагогике и психологии проблему активизации познавательной деятельности серьезно разрабатывали Я. А. Коменский,  И. Г. Песталоцци,  Ж. Ж. Руссо,  Ф. А. Дистервег,  К. Д. Ушинский, А. Я. Герд, С. Т. Шацкий, М. И. Махмутов, В. Оконь, Д Д. Дроздов, М. И. Лисина, А. В. Петровский, Г. И. Щукина, А. М. Матюшкин и др.

На вопрос, как сделать так, чтобы учащийся учился с охотой и желанием, каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения. Однако и на сегодняшний день вопросы эти относятся к числу наиболее актуальных проблем современной науки и практики.

В последние десятилетия ведущие страны мира вступили на путь преобразования своих образовательных систем. Это вызвано быстрыми социально-экономическими переменами в обществе, которые выдвигают новые задачи перед средней и высшей школой, требуют кардинального пересмотра традиционных методов преподавания.

Ученые заявляют о необходимости принципиальных изменений в образовании, о выработке такой образовательной парадигмы, которая обеспечила бы:

  • переход от утилитарно-прагматических целей образования, как совокупности знаний, умений и навыков для успешного осуществления производственной деятельности, к гуманистической цели – к субъекту, к личностному развитию;
  • смену созерцательной установки в обучении на творческую деятельность;
  • такое обучение, которое способствует полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • рост личности в интеллектуальном и эмоциональном планах и развитие ее познавательных потребностей и интересов;
  • познание и открытие учащимся самого себя как мотивирующий фактор в учении.[3]

Изменение целей образования приводит нас к пониманию того, что образованный человек в современном обществе – это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации.

По утверждению Р. А. Низамова, именно стратегией и тактикой максимально активной, изобретательной умственной деятельностью студенты должны овладевать в период обучения, «…ведь ни в чем молодой специалист не нуждается так сильно, как в способности решать жизненно важные задачи, но не только те из них, которые возникают в производственной, научной или общественной деятельности в готовом виде, но, прежде всего те, которые необходимо выявить, самостоятельно сформулировать, преобразовать и тем самым разумно найти их наиболее рациональное решение».[4]

Таким образом, одним из главных направлений дидактики по-прежнему остается поиск путей, средств, методов активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения понятия «активизация». Ряд авторов под «активизацией» понимают реализацию на практике принципа активности. «Активизация учебного процесса кроется в совершенствовании его содержания, методов и организационных форм. А само содержание, методы и организационные формы определяются, как известно, дидактическими принципами. Поэтому активизация учебного процесса обеспечивается, прежде всего, умелым и сознательным осуществлением этих принципов».[5]

Однако с учетом современных требований к образовательному процессу принцип активности приобретает не только самостоятельность, но и совершенно особую роль в системе принципов обучения, которая состоит в том, что успешное обучение нельзя осуществить без реализации принципа активности, который выступает неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Р. А. Низамов под активизацией учебно-познавательной деятельности студентов рассматривает «целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике».[6]

Цели и задачи активизации познавательной деятельности

Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся и студентов, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей.

Развитие познавательных творческих способностей обучающихся – цель деятельности обучающего, а применение различных приемов  активизации является средством достижения цели. Понимание этого важно для работы преподавателя. Заботясь о развитии обучаемых, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными,  отвечающими имеющемуся развитию студентов и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.

Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей обучаемых. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил обучаемого, превышающие его возможности, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении, они подрывают веру в свои силы и способности.

Система работы преподавателя по активизации учебной деятельности студентов должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей обучаемых.

Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции.

Студент в процессе познавательной деятельности совершает отдельные  действия: слушает объяснение преподавателя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т.д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Очевидна, например, связь между мышлением и памятью. Память тем полнее и лучше удерживает существенные свойства предметов и связь между ними, чем глубже они осмыслены в процессе изучения. Но мышление влияет и на все другие познавательные процессы.

Следовательно, активизировать познавательную деятельность студентов – это значит, прежде всего, активизировать их мышление.

С тщательно продуманной системой развития умственной деятельности связывает активизацию и А. Ф. Эсаулов. «Активизация учебно-познавательной деятельности – полагает он, – заключается в попытке наметить пути подхода к такому применению полученных знаний, которое обеспечивало бы развитие умственной деятельности студентов на последовательно усложняющихся, качественно отличных между собой уровнях умственной активности».[7]

Как решающее условие раскрытия личностных возможностей студентов рассматривает активизацию А. А. Вербицкий. «Речь должна идти не о противопоставлении «активный – пассивный», – считает автор, – а об уровне активности студентов, обусловленной тем или иным методом обучения: активности на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого мышления, активного воспроизведения, воссоздания или создания нового, социальной активности».[8]

Кроме того, развивать познавательные способности обучаемых – это значит формировать у них мотивы учения. Студенты должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у них мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач.

Задача формирования у студентов мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей у обучаемых, невозможно развить и их мышление.

Итак, используемые преподавателем приемы и методы познавательной деятельности студентов в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления студентов и одновременное формирование у них мотивов учения.

Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе- мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы педагогов и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению студентов учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Степень активности студентов является реакцией, методы и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучаемых, побуждают их к старательному учению.

Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Эти методы отражают как деятельность педагога (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность обучаемых (слуховые, зрительные, моторные восприятия). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.[9]

Кроме того, по мнению В. А. Сластенина и др., логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала педагогом и логику восприятия его обучаемыми, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения. При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские.[10]

Для того, чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности обучаемых, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью педагоги подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае студенты значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом.[11]

Итак, на занятиях можно использовать следующие приемы управления познавательной деятельностью студентов:

1) Активизирующие деятельность обучаемых на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в)  прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности обучаемых на этапе усвоения изучаемого материала:

а)   эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу; обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у студентов умение доказывать и обосновывать свои суждения.

б)   исследовательский прием – студенты на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач   должны сформулировать вывод;

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:

а)  прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, гербариев, коллекций, влажных препаратов;

б)  прием схематизации – перечисляются организмы, необходимо в виде схемы показать взаимосвязь между ними;

в)  прием символизации.

В целях активизации познавательной деятельности применяются загадки, ребусы, кроссворды; используются игровые моменты и т.д.

Ю. К. Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.[12]

Таким образом,  познавательная деятельность является одной из ведущих форм  деятельности  обучаемого, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности студентов – составная часть совершенствования методов обучения (преподавания и учения).

Литература:

 

  1. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский // Вестник образования. – 2001. – № 5. – С.17-19.
  2. Вербицкий, A. A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие / А. А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
  3. Коменский, Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. – М.: Учпедгиз, 1955. – 460 с.
  4. Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. – 302 с.
  5. Петровский, А. В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
  6. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Академия, 2002. – 576 с.
  7. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М.: Учпедгиз, 1953. – 410 с.
  8. Шаповал, А. И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А. И. Шаповал. – Магнитогорск, 2005. – 177 с.
  9. Эсаулов, А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. – М.: Просвещение, 1982. – 222 с.

 

[1] Коменский, Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. – М.: Учпедгиз, 1955. – 460 с., с.314.

[2] Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М.: Учпедгиз, 1953. – 410 с., с.167.

[3] Шаповал, А. И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А. И. Шаповал. – Магнитогорск, 2005. – 177 с., с.14.

[4] Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. – 302 с., с.8.

[5] Шаповал, А. И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе группового взаимодействия: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А. И. Шаповал. – Магнитогорск, 2005. – 177 с., с.16.

[6] Низамов, Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р. А. Низамов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. – 302 с., с.38.

[7] Эсаулов, А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. – М.: Просвещение, 1982. – 222 с., с.51.

[8] Вербицкий, A. A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие / А. А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с., с.15.

[9] Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Академия, 2002. – 576 с., с.298.

[10] Там же, с.298-300.

[11] Петровский, А. В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 512 с., с.196-198.

[12] Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский // Вестник образования. – 2001. – № 5. – С.17-19, с.18.